среда, 28 декабря 2011 г.

рождение фрг часть 3

В наиболее спорной сфере конкурирующего законодательства интересы земель также ограждаются (ст. 72(2)) требованиями предоставления федерации законодательныхполномочий только в том случае, если данный вопрос неможет быть эффективно урегулирован законодательствомотдельных земель, если урегулирование данного вопросазаконодательством одной земли может нанести ущерб интересам другой земли или всей стране в целом и если этоготребует сохранение "правового и экономического единства,в частности обеспечение единообразия жизненных условий". "Единообразие жизненных условий" и лежит в основеновой формы германского федерализма, получившего название "кооперативного". Новая модель кооперативного федерализма родукт своего времени, когда в послевоенных условиях резко возросла взаимозависимость федерации и земель в решении экономических и социальных проблем, а под влиянием усилившейся мобильности населения,потоков беженцев, деятельности оккупационных властейбыли подорваны корни исторически сложившегося своеобразия германских земель и пр. Это "единообразие" и определяет стремление федерации и земель к координации своих действий, к унификацииправа и административной практики. В новых условиях всебольшее значение приобретают не диктат центра, не "экзекуция", а такие рычаги управления, как выверенная финансовая политика и государственное регулирование экономики, общие задачи в области энергетики, транспорта, жилищного строительства. Решение этих задач связано прежде всегос финансированием. Не случайно созданный на основе ст. 88Основного закона Немецкий федеральный банк называют вФРГ "четвертой властью", "параллельным правительством". Основополагающие принципы конституционного устройства ФРГ находят непосредственное выражение и в системе высших органов государственной власти: бундестага,бундесрата, президента, правительства и органов правосудия. 350 Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основевсеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года)лицами, достигшими 18-летнего возраста. "Всеобщему" и"равному" характеру выборов не соответствует, однако,правило избирательной системы, согласно которому менее5% голосов, поданных за политическую партию (партиямОсновной закон отводит главную роль в формировании политической воли народа), вообще не учитываются прираспределении мандатов. Недостижимость "равенства" выборов определяется и неравными финансовыми возможностями мелких партий или независимых депутатов. Финансирование предвыборной деятельности партий из государственного бюджета не решает также проблемы равенства,так как пособия распределяются государством только между теми партиями, которые после окончательного подведения итогов выборов получили 50% голосов в конкретном избирательном округе. Наряду с законодательными полномочиями, и преждевсего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед нимответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства (ст. 43(1)),назначить следственную комиссию, а федеральный министрфинансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет "о доходах и расходах, а также о состоянииактивов и пассивов выполняемого бюджета" (ст. 114). Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельномуминистру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство. Отставка, однако, возможна при условии выбора бундестагом большинством голосов его преемника (правило так называемого "конструктивного вето"). Объективная тенденция централизации государственной власти, доминирования федерации в вопросах законодательства определяет особое стремление германских земель влиять на государственную политику в целом черезбундесрат, который, согласно Основному закону, являетсяне представительством земель, а федеральным органом власти, состоящим из членов земельных правительств. 351 Согласие бундесрата необходимо, как правило, при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для этих законов (в настоящее время большинство законов принимается с согласиябундесрата) отрицательное решение бундесрата носит характер абсолютного вето. Бундесрат принимает участие и вутверждении бюджета, осуществляет вместе с бундестагомнадзор над организацией органов власти земель (ст. 84(34)). Его согласие требуется при применении мер принуждения к землям, не выполняющим "возложенных на них обязанностей" (ст. 37(1)). Глава государства резидент республики ыбирается большинством голосов особого органа едерального собрания, состоящего из членов бундестага и равногочисла членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики вовнешних делах, хранителя конституционного строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: "президент-рейхстаг". Как независимая, фактически бесконтрольная (все егораспоряжения контрасигнуются канцлером) и политическинейтральная фигура, отстраненная от решающего участияв высшем государственном руководстве, он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняетфедеральных судей, ряд категорий федеральных служащих,обладает "в отдельных случаях" правом помилования, промульгирует принятые законы. Основной закон лишает главу государства исконно германского права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны а канцлера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий