Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКС как признание того, что "государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни". Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. В этом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющая соответствующие положения Веймарской конституции: "Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу", а также положение Основного закона о возможности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли,общественные ресурсы и средства производства "для общего блага" (ст. 15). В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократиче-'скими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит "народный су-: веренитет" и "разделение властей", или осуществление власти народа через посредство "специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия" (ст. 20 (2)).Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон.запрещает совмещение их функций, вмешательство в деладруг друга и пр. Принцип невмешательства особенно строгопроводится в отношении органов правосудия. Демократический характер государства ФРГ рассматривается Основным законом в единстве с его социальным иправовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларацииправ человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя 347 ния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаюбезработицы, болезни, инвалидности и т. д. ...". Возможность осуществления этих прав, казавшаяся недостижимым послевоенным идеалом, обеспечивается нынев ФРГ высоким уровнем экономического развития, позволяющим 50% бюджета страны тратить на стимулированиеэкономики и социальное обеспечение, повышение жизненного уровня своих граждан. В ФРГ существует в настоящее время самое развитоезаконодательство, регулирующее сферу трудовых отношений. Так, в связи с резким увеличением числа безработныхв начале 50-х гг. в соответствии с "Законом о стимулировании занятости" 1958 г. началась выплата пособий всем безработным, которая зависит от продолжительности периодазанятости работника до увольнения, размера уплачиваемыхстраховых взносов по безработице, возраста и состава семьи безработного. Важным элементом реформы в социальной области стало введение "тарифной автономии", при которой отношения между наемными работниками и предпринимателями регулируются соглашениями между отраслевыми и региональными профсоюзами и союзами работодателей. В это же время стала формироваться система участия наемных работников в управлении фирмами через наблюдательные советы на предприятиях, действующая с 1976г. во всех крупных корпорациях. "Великим социально-политическим завоеванием" в ФРГ считается пенсионная реформа 1957 г., устанавливающая динамическую систему пенсий, и пр. В Основном законе, как уже отмечалось, социальная иправовая характеристики государства ФРГ совмещены, основополагающий принцип правового государства провозглашен в ст. 20(3): "Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие аконом и правом". Этот принцип детализируется многими статьями Конституции, в частности раздела IX Правосудие". Федеральный характер государства традиционен дляГермании. Эта форма организации государственного единства прошла здесь сложный путь от "гегемонистского федерализма" к нынешней модели "кооперативной федерации". Субъекты германской федерации имеют свои конституции и администрацию. К конституциям земель предъяв 348 ляется лишь требование соответствия "основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства" (ст. 28(1)), но унитарная тенденция проявляется в Основном законе 1949 г. еще в большей мере,чем в Веймарской конституции 1919 г. В разделе VII Законодательство федерации" выделяется также широкая сфера, регулируемая исключительно законами федерации: внешние отношения, оборона, гражданство, валюта, таможенное и торговое право ипр. (ст. 73); сфера конкурирующего законодательства: гражданское и уголовное право, судоустройство и судопроизводство, право союзов и собраний и пр. (ст. 74); сфера "рамочного" законодательства: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе, общие принципы вобласти высшего образования, охотничьего дела и пр. исфера законодательных полномочий земель, "в той мере, вкакой... законодательная власть не предоставлена федерации" (ст. 70(1)). Сфера исключительного законодательства федерациипри этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения в нее системы мер и весов, выпускабумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при определении права на исключительное законодательство Основнойзакон требует соблюдения лишь одного условия необходимости" в федеральном законрдательстве (ст. 72(2)), которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается ФКС. Расширение законодательных полномочий федерациипроисходит и благодаря решениям ФКС, опирающегося натрадиционную для Германии доктрину в силу внутренней связи", когда суд признает наличие неписаных полномочий государства, или если они (законодательные полномочия) "недостаточно точно определены" или связаны с решением вопросов, "определенно относящихся к компетенции федерального законодательства". По иному, чем в Веймарской конституции, трактуетсяи "конкурирующее законодательство". Федерации по Основному закону предоставляется право принять закон, дажеесли ранее был принят по этому вопросу закон земельный. |Здесь действует принцип: "федеральное право ломает право земель". 349 Объективные процессы расширения полномочий центра в федеративном, демократическом государстве междутем не могут быть беспредельными. Приоритет в сфере "выполнения государственных задач", исполнительно-распорядительные полномочия (ст. 30 Основного закона) принадлежат по Основному закону землям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий