среда, 28 декабря 2011 г.

рождение фрг часть 6

При этом в ГДР сохранялсяпрежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий,квартирной и арендной платы за жилье и гарантированыденежные вклады населения, перечисляемые 1 к 1 до 2 тыс.марок для детей, 4 тыс. марок для взрослых и 6 тыс. марокдля пенсионеров. Вклады сверх этих сумм перечислялисьиз расчета 1 к 2. Германия не только включалась в сферудействия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейскогосообщества. Условия денежной реформы стали сокрушительнымударом по и без того расшатанной экономике ГДР, привелик росту задолженности ее предприятий, на которых былакрайне низкая, по сравнению с западногерманской, производительность труда. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий,частично погашен дефицит ее государственного бюджета,создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр. Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны былипроходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ. Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор обобъединении был подписан обеими сторонами. 13 сентябряна одном из последних заседаний он был ратифицированНародной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратомФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должныбыли быть включены в состав ФРГ. 356 В договоре были закреплены также признание зения советской военной администрации, и предоставлениежителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалосьчто вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату неподлежит. Вместе с тем стороны соглашались с настоятельнойнеобходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет "реорганизации общественного имущества", при этом возможность компенсации за потерянную собственность признавалась лишь в случае невозможности ее возврата. Остались, однако, нерешенными такие }вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, |ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время 1имущество и пр. При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не |вносились предложения о разработке новой конституции. '\Между тем дебаты по этому вопросу, предшествующие объединению, не были праздными. Речь шла о том, будут ли : восточные и западные немцы равноценными гражданами нового государства, а основа их объединения равноправной. \ Создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшейГермании, создавших его, как указано в преамбуле, в целяхсохранения национального и государственного единства, иза тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве".Основной закон содержал призыв ко всему германскому,народу "путем свободного самоопределения осуществлять |до конца единство и свободу Германии". Статья 146 подчеркивала переходный характер Основного закона, предполагая прекращение его действия "в день, когда вступит в действие Конституция, принятая свободным волеизъявлением \немецкого народа". ; Но в текст Основного закона была включена впоследствии ст. 23, предусматривающая вступление Основного закс 357 на в силу и "в остальных частях Германии... по их присоединении". Именно эта статья и была взята на вооружениеправыми партиями ГДР перед выборами в Народную палату весной 1990 г. На этих выборах решительную победу одержал "Альянс ради Германии", возглавляемый вновь созданной по примеру ФРГ Христианско-демократической партией ГДР. Западногерманские партии уже в это время стали занимать доминирующие позиции в партийной системеГермании. После объединения была образованаКонституционнаякомиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Вносились в основном поправки, реализация которых была илиневозможной, или неприемлемой для ФРГ. Например, о гарантиях полной занятости, или права на жилье, о признании большего значения такой формы непосредственной демократии, как референдум, и пр. Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства. Статья 1 договора устанавливала незыблемость границГермании, в первую очередь ее западных границ с Польшей, ст. 2-3 посвящались запрету производства, владенияи распоряжения ФРГ оружием массового уничтожения. Всоответствии с договором Германия должна была сократитьсвои вооруженные силы до согласованного предела и строгопридерживаться требования, чтобы с ее земли "исходилтолько мир". В ст. 4-5 говорилось о временном пребываниисоветских войск на территории ГДР о 1994 г. и о другихвоенных аспектах в связи с признанием полного суверенитета ФРГ во внутренних и внешних делах. Трудности объединительного процесса выявилисьочень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее. Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной 358 экономики, требовало колоссальных денежных вливаний,приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%,цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания,особенно у западных немцев. Бюджет федерации предполагалось пополнить за счет приватизации "народных предприятий" ГДР. Закон о приватизации и реорганизации общественного имущества был принят еще в ГДР 17 июля1990 г. Реализация этого закона была возложена на одну изкрупнейших холдинговых компаний, которая к концу 1991 г.стала организацией, выступающей как доверенное лицо иформальный владелец 14 тысяч предприятий, расположенных на территории ГДР с числом занятых в 7 млн. человек. Непосредственно эту деятельность выполнял Попечительский совет компании, который был подчинен министерству финансов и стал де-факто в ФРГ федеральнымминистерством структурных преобразований промышленности Востока. Его функции все время усложнялись (приотсутствии их нормативной основы). Сначала он долженбыл решать задачи приватизации "народных предприятий"(при этом преследовалась цель получения инвестиций, сохранения рабочих мест, а также устранения вреда, нанесенного окружающей среде), затем адачи санации,повышения производительности труда, выпуска дешевойпродукции. Но продукция предприятий ГДР была неконкурентоспособна. Губительно сказывалась и потеря такого емкогорынка, как СССР, развал СЭВ. Усугубило тяжелое положение восточных предприятий и увеличение правительствомГ. Коля в 1990-1992 гг. тарифов, что без повышения производительности труда, которая в ГДР составляла лишь 40%от Западной Германии, могло привести лишь к усилениюнеконкурентоспособности продукции восточной промышленности. Серьезной преградой на пути структурной перестройки промышленности стало прежде всего отсутствие покупателей на приватизированные предприятия и то обстоятельство, что в результате тщательного обследования былапризнана целесообразной экономическая санация только 10%промышленных предприятий ГДР, остальные подлежалиликвидации. К началу 1991 г. Попечительскому ведомству 359 удалось выручить за 1 тыс. приватизированных предприятий всего 4 млрд. марок, а из государственного бюджета,чтобы ослабить груз безработицы, в восточную промышленность было влито 300 млрд. марок. ГДР не знала безработицы, в объединенной Германииона стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидациинерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр. К моменту подписания договора об объединении в бывшей ГДР уже насчитывалось 600 тыс. безработных, 1,8 млн.человек были частично заняты. Ежедневно число потерявших работу увеличивалось на 30-40 тыс. человек. В 1992 г.из числа работающих в 1989 г. восточных немцев потерялиработу 45%. Только в одном Берлине в 1993 г. было зарегистрировано 250 тыс

Комментариев нет:

Отправить комментарий