В современных условиях практически невозможно принятие любого управленческого решения без соответствующего информационного обеспечения. Тем более, если это решение касается действий войск (сил) и применения оружия.
Информационное обеспечение является неотъемлемой частью системы поддержки принятия решения, призванной оказать лицу, принимающему решение, необходимую помощь.
Основываясь на взглядах специалистов в области управления и теории исследования операций, можно заключить, что в общем случае система поддержки принятия решений, в том числе компьютерная, должна обеспечить:
— анализ объективных ограничений, накладываемых на возможные решения, в том числе, ресурсных, финансово-экономических, пространственно-временных, экологических и других, а также различного рода требований, например, по соблюдению определенного информационного режима и т. п.;
— выявление и оценку обстановки, анализ выявленных неопределенностей, ранжирование приоритетов и формирование предпочтений в возможных действиях по выполнению задач;
— формирование возможных альтернатив решений (списка альтернатив);
— критериальную оценку возможных альтернатив, с учетом объективных ограничений и требований, а также предпочтений, сформулированных лицом, принимающим решение;
— анализ степени достижения целей, а также последствий реализации возможных решений, в том числе, в экологической сфере;
— выбор и обоснование выбора оптимального варианта решения. При принятии любых управленческих решений в настоящее время все большее внимание уделяется ограничениям экологического характера. Это согласуется с наметившейся тенденцией обеспечения согласованного и сбалансированного функционирования триады: природа, человек, хозяйственная и иная деятельность.
Ограничения экологического характера принято называть экологическим императивом. Под экологическим императивом, по выражению академика Н. Н. Моисеева, понимается система запрещений определенных видов человеческой деятельности, связанной с перегрузкой окружающей среды и возникновением в ней необратимых процессов. Экологический императив, по сути дела, это та запретная черта во взаимодействиях человека с природой, за пределами которой — экологический кризис, нарушение естественных законов, управляющих природными процессами.
Важное значение экологический императив, особенно его нравственные и нормативно-правовые аспекты, приобретает при подготовке и принятии решений на применение оружия, особенно массового поражения.
Существует целый ряд международных соглашений и других актов, запрещающих применение определенных видов оружия, например, химического, биологического, геофизического, в частности, такой его разновидности, как биосферного или экологического. Вполне понятно, что большая часть этих международных документов направлена на ограничение поражения, прежде всего, человека как главного компонента живой природы.
К сожалению, в настоящее время, несмотря на существующие ограничения, не выработана еще новая система нравственных принципов и позиций, которая бы превратила продекларированный экологический императив в реальность. Даже рекламируемые в культурном и правовом отношении государства, такие как США, Великобритания и другие страны НАТО, без особых колебаний принимают решение на применение оружия, результатом которого становятся экологическое неблагополучие и бедствие. Так было в Персидском заливе, так было и при нанесении авиационных ударов войсками НАТО по суверенной Югославии, где объектами применения оружия были нефтеперерабатывающие и химические предприятия, базы хранения топлива и другие опасные в экологическом отношении объекты.
Все это реалии нашего времени, свидетельствующие о недостаточно высокой нравственности ряда политиков и военных, причастных к применению оружия без учета требований экологического императива.
Вместе с тем, именно современные тенденции подтверждают необходимость учитывать экологические аспекты при выработке и принятии решений с целью достижения поставленных задач. Однако, лицо, принимающее решение, должно иметь полную ясность, по крайней мере, по двум вопросам.
Во-первых, необходимо иметь объективную и всестороннюю оценку ожидаемых последствий применения оружия для окружающей природной среды и условий обитания при всех возможных вариантах нанесения ударов.
Во-вторых, следует провести анализ всех нормативно-правовых актов международного и государственного значения, а также определить возможные политические, социальные и иные последствия их невыполнения или частичного нарушения.
Оценка ожидаемых экологических последствий применения оружия должна проводиться независимо от характера и формы действий войск (сил). При ведении как оборонительных, так и наступательных операций экологический императив необходимо принимать во внимание. Главным методом оценки экологических последствий является прогноз. Данные прогнозирования составляют основу информационного обеспечения в экологической сфере деятельности штаба по подготовке предложения для принятия решения командующим (командиром).
Прогнозирование экологических последствий проводится в два этапа. На первом этапе делается прогноз непосредственного воздействия оружия и его поражающих факторов на объекты удара и компоненты окружающей среды. По существу, это обычная оценка эффективности применения оружия с некоторыми дополнениями по определению ущерба, наносимого при ударе по окружающей среде.
Дополнения касаются воздействия поражающих факторов, главным образом, ударной волны, на природные ландшафты.
Кроме того, в дополнение к существующим и принятым в штабах методикам при оценке эффективности ударов и наносимого ущерба противнику необходимо проводить расчет вероятности непреднамеренного поражения оружием атомных станций, химических предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, нефтепроводов и других опасных в экологическом отношении объектов. Здесь особенно тщательно требуется оценивать возможность поражения объектов, не имеющих военного значения, но являющихся экологически опасными.
На этом этапе оцениваются зоны разрушений, пожаров и заражения (радиационного, химического и биологического).
Первый этап проводится в рамках существующей системы оценки эффективности наносимых по противнику ударов. При этом дополнительно используются прогнозные методики оценки инженерной, радиационной, химической и биологической обстановки, которыми располагают инженерные войска и войска РХБ-защиты. Эта дополнительная прогнозная оценка обстановки в районах нанесения ударов по противнику, на наш взгляд, должна проводиться соответствующими штабами инженерных войск и войск РХБ защиты с применением их сил и средств. Следует заметить, что указанные штабы для решения этих задач имеют необходимые возможности, в том числе, практический опыт по оценке обстановки, полученный в процессе боевой подготовки и ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф. В их распоряжении имеются базы данных и базы знаний в данной предметной области.
Второй этап прогнозной оценки касается чисто экологических последствий применения оружия, в том числе, последствий долгосрочного характера. Здесь в основу должно быть положено определение параметров возможной экологической обстановки, что вызывает определенные трудности.
К сожалению, для такого рода оценки в настоящее время нет необходимой методической базы, которая была бы применима для использования в штабах объединений и соединений. Создание такой базы, на наш взгляд, представляет важную научно-практическую задачу.
Выход из положения видится, прежде всего, в создании библиотеки задач по прогнозной оценке экологической обстановки. Для этого необходимы совместные усилия экологической службы вооруженных сил, военных ученых-экологов и соответствующих органов Министерства природных ресурсов и структур Единой государственной системы экологического мониторинга.
Представляется целесообразным определить комплект типовых вариантов оценки последствий на первом этапе и на основе этого, с помощью указанных органов и структур, разработать типовые варианты для второго этапа оценки. Количество возможных вариантов на втором этапе не будет таким же, как на первом. Здесь может быть большее разнообразие типовых вариантов.
Очертив предметную область для прогнозных оценок и создав для нее необходимую базу знаний (исходных данных, расчетных вариантов, методик, моделей и т. п.), необходимо в дальнейшем разработать методики оценки экологической обстановки, применимые при работе в штабах объединений и соединений.
При разработке этих методик одним из важных условий является не допустить дублирование с теми расчетами и оценками, которые в настоящее время проводятся в инженерных войсках и войсках РХБ защиты в интересах организации и осуществления соответствующих видов оперативного (боевого) обеспечения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий