среда, 28 декабря 2011 г.

рождение фрг

В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимостьи в определении новых принципов взаимоотношений междуоккупационнымивластями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повесткидня вопрос о заключении послевоенного мирного договора сГерманией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части: ФРГ и ГДР. , В связи с этим в апреле 1949 г. был принят так называемый Оккупационный статут, разработанный западногерманскими оккупационными властями. Статут сохранялэкономический и политический контроль США, Англии иФранции в Западной Германии, в частности, предоставивим право осуществлять надзор за соблюдением Основного 344 закона ФРГ и конституций земель, отменять все местныезаконы, противоречащие им. 8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии.Термины "Учредительное собрание" и "конституция" былисняты из употребления по настоянию самих немцев как"подразумевающие явный сепаратизм". Основной закон должен был обозначать "временный характер" установленныхим конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии,подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постояннойКонституции ФРГ. 23 мая 1949 г. считается днем образования государстваФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован винститут "военных комиссаров" западных держав в Германии. 14 августа 1949 г. были проведены первые выборы в бундестаг, 12 сентября 1949 г. создан бундесрат, через три дняизбраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров. В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сторону большего расширения полномочий государственныхорганов ФРГ, в частности, был снят контроль над федеральным и земельным законодательством, правительственным органам ФРГ были переданы некоторые полномочия всфере внешней торговли и валютного регулирования, в томчисле и в вопросах денежной эмиссии. В 1952 г. был подписан договор о создании в рамкахЕвропейского оборонительного сообщества (ЕОС) "европейской армии", а также Общий договор между ФРГ и оккупационными державами, согласно которому "оккупация заканчивалась" и за ФРГ признавалась "полная власть суверенного государства во внутренних и внешних делах". В ответна это была создана Организация Варшавского договора(ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. Завершился раздел мира на два блока противостоящих стра^социалистических и капиталистических. Конституция 1949 г. Свой первый раздел Конституция1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым 345 их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицанияпорядков "Третьего рейха", провозглашая "ненарушимостьчеловеческого достоинства", "неприкосновенность" и "неотчуждаемость" прав человека (ст. 1), среди которых равона жизнь и личную неприкосновенность, равенство всехперед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого,когда физически уничтожались тысячи "расовонеполноценных" и "нежизнеспособных" немцев, проводилась принудительная стерилизация и пр. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г., вобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8),союзов и обществ, в том числе и "для охраны и улучшенияусловий труда и экономических условий" (ст. 9), свободапередвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на "законногосудью" и пр. В этом перечне особое место занимает правона петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваютсяв ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но икак одна из форм непосредственного влияния граждан напроцессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своейсовести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся отвоенной службы". Статья 5 Конституции о свободе мненийсопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также запрещении цензуры. В соответствии с Законом1975 г. (пункт "с" ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр.В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в 12 Игторш государств и права мруш-^ны! стран. Чат 3 346 конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда(ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормамимеждународного права о правах человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий